Пуск первой очереди

Пуск первой очереди завода.



      Пуск завода - это не событие одного дня . Это , был процесс, длительный и сложный. Тем более, что часть пусковых объектов начинали строить с нулевого цикла в год пуска, буквально за несколько месяцев до пуска. Но на выполнение задачи были мобилизованы значительные ... силы... ... . Поскольку же задача пуска объектов пищевой промышленности в эти годы тоже была глобальной,- цеха и винзаводы по району и т. д., организации субподрядчики распылили силы и буквально разрывались между объектами.
       Ввод в строй мощностей был запланирован постепенно по частям, 11 Муб, 28 Муб за счёт томатного в 1965 г .... в 1966, и до 100 Муб - выход на полную мощность в 1967 году. Далее, в перспективе, по мере развития сырьевой и технологической базы до 200-250 Муб.

       Как всё происходило, представить мы сейчас смогли бы по воспоминаниям и рассказам старожилов, но кто их записывал, эти рассказы и воспоминания. Остаются сухие строки архивных документов, да краткие сообщения районной газеты...

       Попробуем составить краткий обзор событий пускового года, года рождения нового гиганта пищевой промышленности...

Разгар холодной войны, угроза новой… Правительство нагнуло регионы…

М А Р Т 1965



      До марта 1965 года в прессе нет сообщений на тему завода. Зима. Грунт промёрз, стройка замерла. Весна началась с ранней мартовской оттепели. Строители решили использовать её чтобы иметь задел на случай большой воды, – она могла заполнить котлованы в половодье и отнять много времени...
      Первое сообщение в районной газете "За изобилие" за этот год – в предпраздничный день 7 марта. Первый директор В. Лелюков даёт обзорное интервью по пуску первой очереди завода. Стоит привести его полностью.

7 03 65

                  Наши интервью

Семикаракорский консервный.


      Решением правительства Семикаракорский консервный завод включён в число важнейших пусковых строек страны.
      – Сейчас, — заявил нашему корреспонденту директор завода В. Ф. Лелюков, — широким фронтом разворачиваются строительные работы. В сооружении пусковых объектов предприятия участвуют 18 субподрядных организаций. В ближайшие дни число строительных рабочих достигнет 400 человек. Первая очередь завода должна вступить в строй в начале августа текущего (1965) года. К этому времени строителям предстоит выполнить большой объем работ, уложить 800 тонн труб, что по протяженности составит свыше 20 километров, 5.500 кубометров бетона и железобетонных изделий, более 600 тонн металла и металлоконструкций.
     Сейчас форсируются работы по монтажу основных технологических линий, оборудования энерготехнического и паросилового хозяйств.
     С вводом в строй первой очереди завода к началу сезона обеспечивается годовой выпуск предприятием 11 млн. банок, а к концу года — 28 млн. банок консервов. На производстве этого количества продукции будет занято до 1.000 человек рабочих, инженеров и техников. Кстати сказать, набор и обучение рабочих начнутся в ближайшее время.
     Освоение завода на полную мощность запланировано на 1967 год. К этому времени он превратится в гигантское предприятие пищевой промышленности не только на Дону, но и на всем юге страны. Коллектив предприятия к тому времени возрастет до 3,5 тыс. человек, а годовой выпуск продукции в физическом исчислении достигнет 100 миллионов банок. Перспективой на дальнейшее развитие завода предусматривается довести до 200—250 млн. банок консервов в год.
      В выполнении заказов завода принимают участие десятки отечественных заводов и заводов разных стран. В наш адрес уже сейчас приходят грузы с машинами и оборудованием с предприятий Москвы, Ленинграда, Сибири, Украины, Белоруссии, Грузии, а также из ГДР, Венгрии, Югославии.
      Наш завод создается на высокой технической основе, с учетом новейших достижений науки и техники. Половина продукции предприятия будет изготавливаться на полностью автоматизированных конвейерах, механизируются все трудоемкие процессы. При полном автоматическом управлении будут работать котельная, томатный цех, водопроводные и канализационные насосные станции. На станции водозабора устанавливается дистанционное управление, чем самым будет обеспечена ее работа без участия человека.
      При оборудовании цехов и технических служб большое место отводится производственной эстетике. Для отделки стен и полов зданий, окраски машин рекомендуются светлые, радующие глаз цвета. Самое широкое применение найдут в этом деле белые и нежно-голубые керамические плиты, кафель, метлахская плитка.
      На берегу Дона в течение нескольких лет вырастет красивый, благоустроенный городок консервщиков. В нем строители возведут многоэтажные дома со всеми коммунальными удобствами, школу, магазины, кинотеатр, стадион. Широкие улицы поселка украсятся зелеными насаждениями.

 Комментарий. Мы видим:
      Идет монтаж ЖБК и укладка бетона. Монтаж оборудования идёт параллельно. К началу августа (началу сезона) в плане готовность 11 Муб, к концу года 28 Муб. 18 субподрядчиков, оборудование со всей страны и Европы. Выход на полную мощность 100 Муб запланирован на 1967 г.
      Долее публикации становятся регулярными и проблемы становления завода уже переживает весь район…


10 3 65  

(до пуска 6 месяцев)
       Главный корпус и ЖБЦ монтаж оборудования. Идёт монтаж котлов в котельной. Параллельно идут земляные работы. Выемка грунта и закладка фундамента томатного цеха (старого? на месте площадки овощного?). Бетон идёт плохо (5% от необходимого).
       Укладка канализации рядом с томатным. Склад готовой продукции и главный корпус уже смонтированы (похоже), общежитие тоже.
Монтаж кое-где задерживается по строительным недоделкам... ФОТО

  Семикаракорский консервный — пусковой объект

Дорог каждый час!


      НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ консервного завода с каждым днем ширится фронт работ. На огромной территории завода взмахивают ковшами экскаваторы, высоко к небу взметнулись ажурные металлические хоботы подъемных кранов. В помещениях главного корпуса и жестяно-баночного цеха начат монтаж оборудования.
      Строители торопятся. До пуска завода не так уж много времени — начало августа не за горами! А объем работ предстоит выполнить громадный.
      На сооружение пищевого гиганта приехали люди с самых различных районов страны. В парокотельной на большой высоте вспыхивает голубым огнем электросварка. Когда огонек на мгновение затухает, вниз еще продолжают лететь крупные красные искры. Здесь ведут монтаж первого парового котла слесари-монтажники Михаил Капустин, Анатолий Шулятьев, Владимир Антонович Михайлов и сварщик Алексей Мотин
      Ответственная это работа! Надо собрать сложный агрегат, состоящий из целого лабиринта труб различного диаметра.
      Между двумя длинными зданиями, напоминающими своим видом огромные ангары, ведется выемка грунта и закладка фундамента под здание томатного цеха. Коллектив бригады бетонщиков-опалубщиков Михаила Шляха с первых же дней набирает высокие производственные темпы. Особенно хорошо трудятся здесь рабочие Константин Борисович Мазура, Николай Дудников, Михаил Борисов, Николай Максимович Алешин. Они ежедневно выполняют сменные задания на 120—130 процентов.
      Но сегодня бригаде явно «не повезло». Опалубки подготовила бригада на прием 30 кубометров, а раствора до 12 часов подвезли лишь одну машину.
      — Плохо нас обеспечивают раствором. На его подвозке работает машина со стертыми скатами и постоянно застревает в грязи. К месту укладки бетона не устроены подъездные пути,— рассказывает Михаил Шлях. — Вот и сегодня мы могли бы уложить не менее 20 кубометров бетона, но плохо доставляют раствор.
      Недалеко от площадки строительства томатного цеха ведется укладка канализационного трубопровода. Усиленно работает под нагрузкой двигатель подъемного крана Э-505 машиниста Евгения Григорьевича Чистякова. Этот загорелый на морозе и ветрах, коренастый человек со спокойным взглядом черных глаз — уже ветеран новостройки. Он принимал участие в монтаже конструкции склада готовой продукции главного корпуса, участвовал в сооружении общежитий завода. И всегда передовой механизатор намного перевыполнял задания. Вот и сейчас Евгений Григорьевич четко и умело управляет машиной. Ни одного лишнего движения. Как тетива, натянулся под тяжелым грузом стальной канат. Полуторатонная громадина — железобетонная труба повисает в воздухе.
      — Вира-майна — подает знаки рукой Евгению Григорьевичу трубоукладчик Алексей Егорович Могилин. Включается скорость, — и труба исчезает в пятиметровой глубине траншеи. Там ее принимают Валентин Лебединский, Николай Елисеев, Григорий Иванович Гайдамаки, Николай Евцев и Валерий Пападопов. Труба ложится в точно назначенное место и быстро скрепляется с соседней.
      А рядом под управлением Анатолия Клименко выемку грунта ведет экскаватор Э-505. Хорошо, безостановочно работает машина. На краю траншеи быстро растет вал свежей земли. Но Анатолий говорит с досадой:
      — Только приладились, набрали ритм, а тут закончились кольца. — Выемку грунта про запас производить нельзя. Почва суглинистая, каждую минуту грозит обвал. Придется делать перегон, терять время.
      Серьезные претензии предъявляют строителям монтажники управления «Кавэлектромонтаж». Бригада Михаила Васильевича Шпагина пришла работать в моечное отделение. Но монтажа она начать не могла. Здесь еще не заложены фундаменты, технологи не дали монтажникам привязки.   

      — Вот и сидим без дела, а время-то уходит, — говорит М. В. Шпагин. — Мы могли бы начать монтаж оборудования на
двух подстанциях, но там не выполнены штукатурные работы.
      Строители находят оправдание в том, что кладка подстанций выполнялась в морозы, и штукатурные работы до полного оттаивания стен выполнять нельзя. И всё же это отговорка. Штукатурку на подстанциях можно вести в любую погоду, для этого нужно укрыть их и организовать обогрев при помощи печей-времянок.

И. ГРЕБЕННИКОВ.
На снимке (слева направо): электросварщики Н. Д. Любимов и А. С. Вельмицкий. Работая на строительстве Семикаракорского консервного завода, они значительно перекрывают задания.                                                             Фото В. Рыбникова

 

Комментарий:

12 3 65

      Томатный с 0-го цикла должен первым выдать продукцию в начале августа и дать 11 Муб. Укладывают канализацию, трубы и бетон. Плохая организация (взаимодействия смежников) бетоноукладочных работ. За 10 дней уложена 1/3 объёма, а пора бы завершить в 4-5 дней...

Семикаракорский консервный—пусковой объект


БЕТОНА ХВАТАЕТ, ОСТАНОВКА ЗА ЕГО УКЛАДКОЙ


      ВО ВСЕМ комплексе сооружений на консервном заводе строительство томатного цеха является задачей № 1. Томатный цех должен первым выдать продукцию в начале августа, обеспечить производство 11 млн. банок консервов. Между тем имен¬но этот цех приходится строить с выполнения нулевого цикла работ.
      Сейчас на строительной площадке томатного цеха сосредоточено наибольшее число людей и техники. Здесь ведут работы трубоукладчики, бетонщики, завтра - послезавтра приступят к установке опор монтажники. И все же существует опасность, что работы на этом объекте не будут вовремя выполнены, если не принять сейчас решительных мер.
      Особое беспокойство вызывает медленное выполнение бетонных работ. Совсем недавно работу бетонщиков тормозила плохая до¬ставка бетона. В настоящее время положение исправлено. Бетон идет на строительную площадку непрерывным потоком. На его подвозке работают теперь две автомашины. Водители Иван Малуша и Олег Кувиков делают от растворо-бетонного узла до за¬вода до 10 рейсов.
      — До обеда я отвез строителям 4 машины бетона, это при¬мерно около 6 тонн, — говорит шофер И. Малуша. — Но мог бы делать и больше. Строители задерживают. Приходится много времени простаивать в ожидании разгрузки.
      — Мы тоже принимаем меры для лучшего приготовления бетона. Вчера, например, при заявке строителей на 25 кубометров, мы выдали им 25,5 кубометра бетона Мы могли бы давать на консервный завод не менее 40 тонн бетона за световой день, — рас¬сказывает начальник бетонорастворного узла Иван Петрович Гусев.
      Да, коллектив бетонного узла делает все возможное, чтобы дать строителям столько бетона, сколько им потребуется для выполнения намеченной программы. На узле побеспокоились и о повышении качества бетона, организовали электрообогрев песка.
      Строители не в состоянии принять большого количества раст¬вора. Вся беда в том, что уклад¬ка бетона в опалубку производится вручную.
      На укладке бетона можно было бы использовать кран и загрузочный бункер. Но этого не де¬лается. А ведь рядом простаивает без дела кран, около траншеи валяется бункер.

      Механизированную подачу бетона в опалубку можно было бы производить во второй траншее. Но к ней не подготовлены подъездные пути. Не подгонишь ни крана, ни машины. Только к середине дня старший прораб Константин Иванович Маркин дал указание на планировку площадки. Бульдозер захватил и по волок первую порцию грунта, а яркое мартовское солнце уже по¬катилось к закату. Вряд ли сегодня будет готова площадка... Самосвалы с бетоном переадресуются на другие объекты. На за¬кладке фундаментов потеряны еще полдня.
      Бригадир бетонщиков Михаил Шлях всего несколько дней на¬зад совершенно справедливо сетовал по поводу нехватки бетона. Теперь же он говорит:
      —Да, завалили нас, не справляемся с укладкой.
      Рядом с бригадиром стоит бетонщик Василий Яковлевич Прокопенко. Он дополняет бригадира:
      — Отставания могло бы не быть. Пусть для нас обеспечат необходимое опережение бетонных работ подготовкой траншей, свое¬временной планировкой подъездных путей к местам укладки бетона и механизированной подачей массы — и мы сможем, пожалуй, уложить все 40 кубов. Что касается опалубки, то у нас ее достаточно — 17 комплектов.
      Руководители Семикаракорского строительного управления должны сейчас особое внимание обратить на создание всех условий для высокопроизводительной работы бригады укладчиков бетона, ибо от того, как они ведут за¬кладку фундамента, зависит развертывание последующих стадий строительства томатного цеха. На землю пришел март — первый месяц весны. Его капризы всем известны. За небольшими морозцами может наступить интенсивная оттепель, не исключена возможность появления воды в траншеях. А раз вода — значит прекращение бетонных работ, затяжка всего строительства.
      Заливка бетонных башмаков фундамента цеха ведется с первого марта. За 10 дней выполнено немногим более трети всего объема работ. Остается еще две трети. При сложившихся сред¬них темпах заливки бетона окончание закладки фундамента может затянуться до конца марта, тогда как имеется полная возможность при правильной организации труда завершить ее буквально в ближайшие 4-5 дней.

И. ГРЕБЕННИКОВ. (Наш спецкорр.). 12.03.1965


24 3 65
       Простой монтажников каркаса томатного цеха. Фундамент сдан 12-го. Одна сторона колонн смонтирована. С другой не выполнена обратная засыпка грунта (земляные работы). Задержка за СМУ. Та же проблема с монтажом сырьевого склада - задержан уже на 10 дней. (Конструкции возят из Волгодонска...) Задержка укладки бетона на котельной. Не готовы к монтажу подстанции (штукатурка?). Директивный график работ не выполняется... Не организовано питание рабочих в обеденный перерыв... Потери времени…


Семикаракорский консервный—пусковой объект


График должен стать законом


      ЗАПОЗДАВШАЯ весна, кажется. спешит наверстать упущенное. Высокое, яркое солнце в союзе с восточным ветром быстро сушит землю. Со строительной площадки хорошо видны на повороте Дона белые полосы, — это ведут наступление на ледяное безмолвно реки первые торосы. Крановщик Владимир Забарный щурит глаза от яркого полуденного солнца, то и дело посматривает в сторону реки, густого своей весенней окраской краснотала. Пришла горячая строительная пора. А вот он и его товарищи из бригады монтажников Сергея Колесникова вынуждены сидеть без дела. Да и не только сегодня. Не вяжется работа с тех пор, как только переехали они на монтаж каркаса здания томатного цеха. Фундамент сдан под монтаж еще 12 марта, a вот сделано совсем мало. Поставили лишь с одной стороны опоры, а с противоположной еще и не думали их устанавливать. Здесь только приступили к очистке башмаков фундамента от грунта.
      — Можно было бы начать монтаж здания там, где перекрытия одной стороной будут опираться на стены. Но к площадке невозможно подступиться. На фундаменте не выполнена обратная засыпка грунта, из-за чего невозможно подогнать кран к рабочему месту, — рассказывает Владимир Забарный.
      Он переводит взгляд на рядом идущую линию электропередачи и добавляет:
      — Да и на монтаж конструкции в такой близости от сети должен быть сделан заказ наряд. Иначе я не имею права управлять краном. Наши неоднократные просьбы на выписку наряда остаются, как голос вопиющего в пустыне, без ответа.
      Монтажники Иван Мельников, Николай Наумов, сварщик Иван Максимович Правдивый с огорчением рассказывают, что на их заявления об ускорении подготовки площадки для производства монтажа руководители строительного управления отделываются только обещаниями. Рабочие справедливо замечают:
      — Нас уже завалили конструкциями. Несмотря на слабый подвоз изделий, ими уже завалена вся монтажная площадка. Скоро крану негде будет развернуться.
      На подъездной дороге, ведущей к строительной площадке томатного цеха, выстроены в ряд семь автомашин, тяжело груженных балками и плитами перекрытия. Шоферы Алексей Буянов. Анатолий Бочаров привезли конструкции для новостройки из Волгодонска, преодолев большое расстояние без задержек. А вот здесь, всего в нескольких метрах от разгрузочной площадки, их машины основательно застряли в грязи. Волнуются водители, тесным кольцом окружили мастера стройуправления Владимира Ивановича Макарова. Нелегко ему отбиваться от натиска. Ведь подъездной путь можно было бы привести в порядок посредством его подсыпки или очистки прохода бульдозером, но некому дать команды. Много драгоценного времени потеряли волгодонцы. На стройку они прибыли в 12 часов дня, а смогли разгрузиться лишь к 16 часам.
      Но и на этом не закончена дорожная канитель. В свое время дорогу, ведущую oт главной асфальтной магистрали на консервный завод, перерыли коммунхозовцы для прокладки провода. Прорыли траншею, положили трубы, чуть-чуть присыпали землей и на этом успокоились. К весне грунт осел, на пути появилось труднопреодолимое препятствие — глубокая канава. Через нее панелевозы перебираются так, что из машин выскакивают изделия, надкалываются в кузовах от ударов. Вот тебе и брак.
      Казалось бы, небольшая проблема засыпать этот ров, для чего требуется не более одной машины щебня. Но за ремонт дороги некому взяться. Дело доходит до смешного. Руководители строительного управления не могут придумать, на какой же счет списать эти «затраты».
      По-прежнему жалуются на плохую подвозку раствора бетонщики-опалубщики. В настоящее время бригада Михаила Шляха ведет работы по бетонированию площадки углеподачи на парокотельной.
      — Там работы всего-то на один день. Но вот и сегодня подвезли с утра одну машину бетона и на этом дело остановилось. Машина поломалась, а другой не прислали, — говорит бригадир.

      Бетонщики-опалубщики жалуются на плохое снабжение гвоздями. — Мы, конечно, понимаем, — говорят они, — что гвозди надо экономить путем повторного их использования. Но их же не надергаешь на всю дневную потребность. Надо же иметь какой-то запас новых и пополнять его за счет использованных.
      Об этих фактах, имеющих место на новостройке, хорошо известно начальнику Семикаракорского строительного управления А. А. Таранцеву и главному инженеру А. А. Араканцеву. Но они не находят особых причин для беспокойства.
      — Волноваться не стоит, все идет по графику, — успокоительно говорит тов. Араканцев.
      На поверку же оказалось, что на стройке удосужились обходиться без рабочих графиков. А без графика работать трудно, — все равно, что вслепую. Что же касается сроков исполнения основных видов строительных работ, утвержденных так называемым директивным графиком, то, нужно сказать, что они тоже в большинстве своем не выдерживаются. С опозданием на 10 дней сданы под монтажные работы башмаки фундаментов здания сырьевого склада, на которых по сей день нельзя начинать монтажа, затягиваются, работы по подготовке подстанций к монтажу электрооборудования и другие работы.
      Особую остроту приобретает организация питания строителей по месту работы. Неплохо было бы до открытия столовой, которое, кстати сказать, не терпит отлагательства, организовать привоз на стройку горячих обедов. Люди или вынуждены оставаться целыми днями без горячей пищи, или выезжают на обед в центр поселка, затрачивая на это по два-три часа драгоценного времени.

24. 3. 1965 г.              И. ГРЕБЕННИКОВ.  (Наш спец. корр.)

 
      Далее газета регулярно 3-4 раза в месяц публикует материалы о строительстве предприятия, о людях, строящих завод, о проблемах строительства, акцентируя внимание именно на пусковом характере объекта…


Страница 1 из 10 | Следующая страница